Учебный план для групп общеразвивающей направленности (далее – Учебный план) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка детского сада №37 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ГБДОУ) на 2024 - 2025 учебный год, разработан с учетом следующего нормативно-правового обеспечения: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в редакции от 29.09.2022г., принятой ФЗ-№304); • Закон Санкт-Петербурга от 10.07.2013 № 461 «Об образовании в Санкт-Петербурге»; • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)»; • Приказ Министерства посвящения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955; • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08.-249; • Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 37 Приморского района Санкт-Петербурга; Учебный план ГБДОУ детского сада №37 Приморского района Санкт–Петербурга на 2024– 2025 учебный год является нормативным актом, устанавливающим наименование групп (по возрастам), перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение специально организованной образовательной деятельности. Предлагаемый учебный план – это комплексное решение задач по охране и укреплению психического и физического здоровья детей, всестороннему воспитанию, гармоничному развитию личности ребенка, на основе организации разнообразных видов детской деятельности. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. В планы включены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): 2 Образовательная область Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Образовательные области Познавательное развитие Направления развития и образования детей социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно - исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы развитие речи; художественная литература приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура Базовый вид деятельности Познавательно-исследовательская: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира (ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы и т.д.) Социально коммуникативное развитие Игровая, коммуникативная, самообслуживание, элементарный бытовой труд: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое; формирование основ безопасности. Речевое развитие Речевая. Развитие речи. Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Художественноэстетическое развитие Изобразительная: Рисование. Лепка. Аппликация. Конструирование. Музыка Физическое развитие Двигательная (физическая культура в помещении). Утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры и т.д. Двигательная (физическая культура на прогулке). Занятия в каждой возрастной группе не превышает допустимые нормы. ГБДОУ детский сад № 37 работает в режиме пятидневной учебной недели, длительность пребывания детей в ДОУ составляет 12 часов. В образовательной организации в 2024 - 2025 году функционирует 17 групп: Вторая группа раннего возраста (1 группа): 1,6 - 2 лет; Первая младшая группа (3 группы): 2 - 3 года; Вторая младшая группа (3 группы): 3 - 4 года; 3 Средняя группа (4 группа): 4 - 5 лет; Старшая группа (3 группы): 5 - 6 лет; Подготовительная группа (3 группы): 6 - 7 лет. Учебная нагрузка: максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для воспитанников ДОУ: − для детей от 1,5 до 2 лет (1 час 40 минут); − для детей от 2 до 3 лет (1 час 40 минут); − для детей от 3 до 4 лет (2 часа 30 минут); − для детей от 4 до 5 лет (3 часа 20 минут); − для детей от 5 до 6 лет (5 часов 25 минут); − для детей от 6 до 7 лет (7 часов). Перерывы между занятиями – не менее 10 минут, свободное время отводится на самостоятельную игровую деятельность и индивидуальную работу. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Их продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Занятия по развитию продуктивной деятельности (лепка) и по развитию продуктивной деятельности (аппликация) для детей с 3 до 7 лет, чередуются между собой и проводятся через неделю. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. Занятия по физическому и художественно - эстетическому развитию занимают не менее 60% общего времени, отведенного на образовательную деятельность. Программное обеспечение образовательного процесса: • Основная программа: Федеральная образовательная программа дошкольного образования. • Часть, формируемая участниками образовательных отношений: включает в себя следующее: региональные особенности территории, учет целевых региональных программ, направленность образовательной деятельности ОО, инновационную деятельность, сетевое взаимодействие. − «Красота. Радость. Творчество». Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б., реализуется в группах с детьми от 2-х до 7 лет; − «Город сказка, город быль». Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В.. реализуется в группах с детьми с 5-х до 7 лет; − «Рисуй со мной» Дудко Е.А. реализуется в группах с детьми от 1,5 до 2-х лет. Количество возрастных групп 1. 2. Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных 2-я гр.раннего возраста (1,5-2 г.) 1 Занятия Наименования возрастных групп 1-я младшая 2-я младшая Средняя гр. (2-3 г.) гр.(3-4 г.) (4-5 л.) 3 4 Познавательное развитие Старшая гр. (5-6 л.) Подготовите льная гр. (6-7 л.) 3 3 3 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю - * - во второй половине дня 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 4 3. математических представлений Познавательноисследовательска я деятельность 1. Развитие речи 2. Чтение художественной литературы 1. Музыка 2. Рисование 3. Лепка 4. Аппликация 5. Конструктивномодельная деятельность ежедневно 3 раза в неделю ежедневно 2 раза в неделю ежедневно ежедневно ежедневно Речевое развитие 2 раза в 1 раз в неделю неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю ежедневно ежедневно ежедневно 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели ежедневно ежедневно Художественно-эстетическое развитие 2 раза в 2 раза в 2 раза в неделю неделю неделю 1 раз в 1 раз в 1 раз в неделю неделю неделю 1 раз в 1 раз в 2 1 раз в 2 неделю недели недели 1 раз в 2 1 раз в 2 недели недели ежедневно ежедневно ежедневно Физическое развитие 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в неделю неделю неделю неделю неделю Социально-коммуникативное развитие (ежедневно в интеграции с другими образовательными областями и в совместной деятельности) Итого в неделю: 10 10 10 10 13 14 по СанПин (в неделю, 10 10 10 12 15 17 не более) Продолжительность не более 10 не более 10 не более 15 не более 20 не более 25 не более 30 одной формы занятия минут минут минут минут минут минут Общий объём занятий в 1 ч. 40 мин. 1 ч. 40 мин. 2 ч. 30 мин. 3 ч. 20 мин. 5 ч. 25 мин. 7 ч. неделю Количество занятий в год Познавательное развитие Ознакомление с 114 38 38 38/9** 76/18** 76/18** окружающим миром Формирование элементарных 38 38 38 76 математических представлений Познавательноисследовательская 76 38 38 38 38 38 деятельность Речевое развитие Развитие речи 114 76 38 38 76 76 Художественно-эстетическое развитие Музыка 76 76 76** 76** 76** 76** Рисование 38 38 38 76 76 Лепка 38 19 19 19 19 Аппликация 19 19 19 18 Конструирование ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Физическое развитие Физическая культура 76 114 114 114 114 114 Социально-коммуникативное развитие ежедневно ежедневно/38** Итого занятий в год 380 380 380 380 494 570 Итого часов в год 72 72 120 160 260 336 1. Физическая культура 2 раза в неделю 5 Формы образовательной деятельности в режимных моментах и культурные практики Социально-коммуникативное развитие (общение, игровая деятельность, трудовая деятельность) Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления ежедневно положительного социальноэмоционального опыта Самообслуживание ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и по ежедневно подгруппам) Общий и совместный 1 раз в 2 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц труд недели Индивидуальные игры с ежедневно детьми Совместная игра 2-3 раза в 1-2 раза в ежедневно воспитателя и детей неделю неделю Интеграция областей – работа в рамках В соответствии с рабочей программой педагогов проектной деятельности Познавательная и исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения (в том 1 раз в 1-2 раза в 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 числе экологической месяц месяц недели недели недели недели направленности) Наблюдения в природе ежедневно (на прогулке, в группе) Интеграция областей – работа в рамках В соответствии с рабочей программой педагогов проектной деятельности Речевое развитие Беседы и разговоры с ежедневно детьми по интересам Чтение и обсуждение с детьми художественной ежедневно и познавательной литературы Индивидуальные игры с ежедневно детьми Интеграция областей – речевые игры, беседы, чтение художественной В соответствии с рабочей программой педагогов и познавательной литературы – в рамках проектной деятельности Творческая активность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие детей Музыкальный досуг 1 раз в месяц Творческая мастерская по интересам (рисование, лепка, ежедневно художественный труд, конструирование) Творческая активность в рамках проектной ежедневно деятельности Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно Самостоятельная деятельность детей в ежедневно уголках развития 6 * проводится по усмотрению образовательной организации во второй половине дня; 38/9** - 38 занятий предусмотрено образовательной программой, из них 9 занятий отводится на дополнительную образовательную программу, см. далее учебный план дополнительных образовательных программ дошкольного образования. 76/18** - 76 занятия предусмотрено основной образовательной программой, из них 18 занятий отводится на дополнительную образовательную программу, см. далее учебный план дополнительных образовательных программ дошкольного образования. ежедневно/38** - ежедневно занятия, предусмотренные основной образовательной программой, 38 занятий отводятся на дополнительную образовательную программу, см. далее учебный план дополнительных образовательных программ дошкольного образования. Учебный план ГБДОУ детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга дополнительные образовательные программы дошкольного образования Базовая (вариативная часть) 1. 2. 3. «Город сказка., город быль». «Красота. Радость. Творчество». «Рисуй со мной». Итого в год по программе: 2-я гр.раннего возраста (1,6-2 г.) 1-я младшая (2-3 г.) 2-я младшая гр.(3-4 г.) Средняя гр. (4-5 л.) - - - - 1 раз в неделю 2 раза в неделю 38 1 раз в неделю 38 Старшая гр. (5-6 л.) Подготовите льная гр. (6-7 л.) 2 раза в неделю 2 раза в месяц 2 раза в неделю 2 раза в месяц 2 раза в неделю - - - - 76 76 114 114 В ГБДОУ детский сад № 37 оборудован современными технологическими средствами обучения, музыкальным, спортивным залом. Для проведения физкультурных занятий кроме спортивного зала имеется спортивная площадка на территории образовательной организации. В помещениях детского сада создана рациональная предметно-пространственная развивающая среда, где дети могут удовлетворять свои потребности в самых разнообразных видах деятельности: продуктивной, творческой, индивидуальной. Таким образом, образовательная деятельность рассматривается педагогами и администрацией учреждения как важная, но не преобладающая форма обучения детей. Объём недельной образовательной нагрузки не превышает предельно допустимых норм и соответствует требованиям СП 2.4.3648-20. Поэтому часть видов деятельности, как связанных так, и не связанных с приоритетным направлением учреждения вынесены за рамки организованной образовательной деятельности и проводятся в форме совместной деятельности педагога и ребёнка. 7