Оглавление
1.Целевой раздел ......................................................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ......................................................................................................................... 3
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы .............................................................................. 3
1.3 Целевые ориентиры и способы определения их результативности ................................................. 4
1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста ........................................... 6
II. Содержательный раздел ........................................................................................................................ 7
2.1 Формы, способы и методы реализации Программы ......................................................................... 7
2.2 Программно-методическое обеспечение ............................................................................................ 7
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников ........................................................................................ 8
III. Организационный раздел ..................................................................................................................... 8
3.1 Учебно-тематический план .................................................................................................................. 8
3.2. Режим пребывания на занятиях ........................................................................................................ 10
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Сенсорное развитие в раннем возрасте выступает базисом для формирования ключевых
компетенций, определяющих успешность дальнейшего обучения и социализации ребенка. В период
2–3 лет происходит активное созревание структур головного мозга, ответственных за обработку
сенсорной информации, что делает этот этап критически важным для закладки нейронных связей,
связанных с восприятием, мышлением и эмоциями.
Роль сенсорного развития в познавательных процессах
1. Формирование перцептивных эталонов
По данным Л.А. Венгера, к 3 годам у ребенка складываются представления о сенсорных
эталонах (цвет, форма, величина), которые становятся основой для:
– Классификации предметов («красный мяч», «круглый кубик»);
– Развития логического мышления (сравнение «больше-меньше»);
– Пространственной ориентации («мяч под столом»).
2. Связь с речевым развитием
Тактильные и зрительные ощущения стимулируют зоны мозга, отвечающие за речь.
Например:
– Игры с песком и крупами активируют речевые центры через мелкую моторику;
– Идентификация текстур (гладкий, шершавый) обогащает словарный запас.
3. Влияние на интеллектуальные способности
Исследования Э.Г. Пилюгиной доказывают: дети, с которыми целенаправленно занимались
сенсорным развитием, к пяти годам демонстрируют:
– На 30% выше показатели памяти;
– Умение выстраивать причинно-следственные связи;
– Способность к абстрактному мышлению.
Важно отметить, что сенсорный опыт напрямую влияет на эмоциональную сферу:
– Тактильный контакт (игры с водой, массажными мячиками) снижает тревожность,
формирует чувство безопасности;
– Цветовосприятие помогает выражать эмоции: теплые цвета (желтый, красный)
ассоциируются с радостью, холодные (синий, зеленый) — с умиротворением;
– Совместные сенсорные игры (построение башен из кубиков, сортировка фигур) развивают
навыки коммуникации: дети учатся делиться, ждать своей очереди, помогать сверстникам.
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы
Цель программы: создание условий для сенсорного развития детей 2-3 лет через игровую
деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
– Формирование представлений о цвете, форме, величине
– Развитие тактильных ощущений
– Обучение способам обследования предметов
Развивающие:
3
– Развитие мелкой моторики
– Совершенствование внимания и памяти
– Стимулирование познавательной активности
Воспитательные:
– Формирование навыков взаимодействия
– Воспитание самостоятельности
– Развитие эмоциональной отзывчивости
Принципы реализации программы:
–
–
–
–
Принцип доступности
Принцип систематичности
Принцип наглядности
Принцип индивидуального подхода
Отличительные особенности программы:
– сочетание групповой и индивидуальной работы (подгруппы по 4–6 человек);
– использование многофункционального дидактического материала (сенсорные мешочки,
сортеры, тактильные панели);
– интеграция элементов арт-терапии (рисование пальчиковыми красками, игры с
кинетическим песком).
Педагогические принципы построения программы состоят в:
– индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);
– систематичности
и
последовательности,
обеспечивающий
взаимосвязь
и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное,
дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
– наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий
способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании
дошкольников.
– сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное
отношение воспитанника к своим действиям).
1.3 Целевые ориентиры и способы определения их результативности
Целевые ориентиры
К концу обучения дети должны знать и уметь:
–
–
–
–
Различать основные цвета спектра
Узнавать простые геометрические формы
Сравнивать предметы по величине и называет из
Знает свойства предметов и слов, их обозначающих; Может выполнять простые
классификационные действия
– Проявляет эмоциональный отклик к предложенной деятельности.
Способы определения результатов:
– Наблюдение за деятельностью детей
4
– Анализ продуктов деятельности
– Диагностические занятия
В начале года проводится вводная диагностика в форме наблюдения. Диагностика эффективности
программы по сенсорному развитию детей осуществляется на итоговых занятиях и в процессе
беседы с родителями в конце учебного года.
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
– степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
– умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
– умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
– знания свойств предметов и слов, их обозначающих;
– эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б.
Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» целью, которых является
выявление умения ребенка: различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их
(красный, желтый, зеленый, синий).Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку
помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее
не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все
бабочки спрятались. Молодец!».
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать
«домик»,
в
котором
они живут, только заходят
в
разные
«двери»
(показ воспитателя)
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше –
меньше), различать понятия «один – много».
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по
показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог
задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием
справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок
представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз. Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза Пустой круг –
Ребенок ошибся все 4 раза.
Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения
и находить одинаковые.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
5
1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Возраст 2–3 года — это уникальный этап в развитии ребенка, когда он, словно маленький
исследователь, с неутомимой энергией изучает окружающий мир. В этот период малыш перестает
быть пассивным наблюдателем и превращается в деятельного участника событий. Его действия уже
не ограничиваются простым манипулированием предметами — он начинает устанавливать связи
между объектами, экспериментировать и делать первые выводы.
Физическое развитие
Двигательная активность становится более координированной: ребенок уверенно ходит, учится
бегать, прыгать на двух ногах, преодолевать небольшие препятствия. Однако мелкая моторика ещё
несовершенна — захват карандаша напоминает «кулачок», а попытки застегнуть пуговицу часто
заканчиваются неудачей. Именно в этом возрасте закладывается основа для будущих навыков
письма и самообслуживания, поэтому так важны игры с мелкими предметами (бусины, крупы) и
упражнения на развитие пальчиковой ловкости.
Когнитивная сфера
Мышление ребенка носит наглядно-действенный характер: чтобы понять, как устроен предмет, он
должен его потрогать, бросить, разобрать. Знаменитые «опыты» с бросанием ложки со стола или
размазыванием каши по столу — не баловство, а способ познания свойств объектов («А что будет,
если?»). Внимание ещё неустойчиво — малыш легко отвлекается на новые стимулы, но уже может
сосредоточиться на интересной игре 5–7 минут. Память работает избирательно: лучше всего
запоминается то, что вызвало яркие эмоции (например, поход в зоопарк или падение с горки).
Эмоциональный мир
Эмоции детей в 2–3 года подобны весенней погоде — переменчивы и интенсивны. Радость от новой
игрушки мгновенно сменяется слезами, если её отнимают. В этом возрасте проявляется кризис
самостоятельности: фраза «Я сам!» становится девизом малыша. Он стремится всё делать без
помощи взрослых, даже если объективно не готов — например, пытается надеть ботинки на
неправильную ногу. Неудачи часто вызывают бурные реакции, так как навыки саморегуляции ещё
не развиты.
Социальное взаимодействие
Играть «рядом», а не «вместе» — типичная модель поведения для этого возраста. Дети ещё не умеют
договариваться о правилах, делиться игрушками или ждать своей очереди. Конфликты из-за совка
в песочнице — обычное явление. Однако именно в 2–3 года закладываются основы эмпатии: малыш
может пожалеть плачущего сверстника, принести ему любимого мишку.
Речевое развитие
Словарный запас активно расширяется: к 3 годам он достигает 1 000–1 500 слов. Ребенок начинает
строить простые предложения («Мама, дай сок!»), задавать вопросы («Где мячик?»), использовать
глаголы и прилагательные. При этом характерно словотворчество — создание собственных
словечек («кусарики» вместо сухарики). Фразы часто бывают аграмматичными («Я пить молоко»),
что является нормой для данного этапа.
Сенсорные потребности
Кожа, глаза, уши, нос и язык — главные «инструменты» познания. Малыш сортирует предметы по
цвету, даже если ещё не знает их названий. Отличает шершавую поверхность наждачной бумаги от
гладкого стекла. Узнаёт знакомые запахи (мамины духи, запах пирога). Проверяет на прочность всё,
что попадает в руки — мнёт, рвёт, трясёт.
6
Учет этих особенностей позволил создать занятия, где:
– Каждое действие имеет сенсорную основу (например, поиск шариков в крупе развивает
тактильность и концентрацию);
– Игровые сюжеты соответствуют уровню понимания («Помоги зайчику найти все красные
морковки»);
– Чередуются виды активности, чтобы удержать внимание (5 минут сортировки → 3 минуты
подвижной игры → 5 минут лепки).
Как отмечала Э.Г. Пилюгина, «сенсорное воспитание в 2–3 года — это мостик между хаотичным
миром ощущений и осознанным восприятием». Программа не просто учит различать цвета и формы
— она помогает малышу упорядочить поток информации, превратив его в прочный фундамент для
будущих открытий.
II. Содержательный раздел
2.1 Формы, способы и методы реализации Программы
Формы организации:
– Подгрупповая работа (4-6 человек)
– Индивидуальная работа
– Совместная деятельность
Методы и приемы:
– Наглядные (показ, демонстрация)
– Практические (игры, упражнения)
– Словесные (беседа, объяснение)
2.2 Программно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
– Тактильные панели с различными текстурами (мех, пробка, металл, резина) для развития
–
–
–
–
–
–
тактильной чувствительности.
Сенсорные коробки с песком, крупой, гидрогелем, ватой для стимуляции кинестетического
восприятия и игр на сортировку.
Мягкие модули (кубы, треугольники, цилиндры) из поролона разных цветов и размеров для
изучения форм и создания полос препятствий.
Дидактические игрушки (сортеры, пирамидки, шнуровки) для развития логики, мелкой
моторики и закрепления сенсорных эталонов.
Расходные материалы:для творчества: пальчиковые краски, кинетический песок, солёное
тесто.Сыпучие наполнители: гречневая крупа, фасоль, кварцевый песок.
Текстиль: цветные платки, массажные коврики, мешочки-грелки.
Музыкальный центр с колонкой и набором дисков для воспроизведения звуков природы и
детских песенок.
7
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы работы с родителями:
–
–
–
–
Индивидуальные консультации
Родительские собрания
Мастер-классы
Открытые занятия
III. Организационный раздел
3.1 Учебно-тематический план
Тематическое планирование (28 занятий):
№
Тема
1.
Вводное диагностическое занятие.
Знакомство с красным цветом
2.
Знакомство с синим цветом
3.
Знакомство с желтым цветом
4.
Знакомство с зеленым цветом
5.
Сортировка по цвету
6.
Игры с цветом
7.
Закрепление знаний о цветах
8.
Диагностическое занятие
9.
«Круг»
10.
«Квадрат»
11.
«Треугольник»
12.
«Овал»
Основное содержание работы
Блок «Цвета» (8 занятий)
Игры с красными предметами (мячи, кубики).
Рисование пальчиковыми красками на красной бумаге.
Поиск красных игрушек в сенсорной коробке.
Путешествие в «синее море» (ткань, шарики).
Аппликация «Синий дождик» (кружки из салфеток).
Игра «Синий кит» (перекладывание синих камешков в ведёрко).
Собирание «солнечных лучиков» (жёлтые прищепки на диск).
Лепка «Жёлтое солнышко» из пластилина.
Игра «Найди цыплёнка» (прятки с жёлтой игрушкой).
«Прогулка по лесу» (зелёные листья, трава из бумаги).
Сортировка зелёных и коричневых шишек.
Рисование губкой «Травка» на вертикальном мольберте.
Раскладывание разноцветных помпонов в стаканчики.
Игра «Цветные домики» (картонные коробки с цветными
крышами).
Пазлы «Собери цветок» (лепестки одного цвета).
Эксперимент с цветной водой (смешивание в прозрачных
стаканах).
Подвижная игра «Цветные острова» (перебежки на коврики
нужного цвета).
Творчество: штампы овощами (свёкла, лимон) на белой ткани.
Дидактическая игра «Цветное лото».
Конструирование «Радужная башня» (кубики 4 цветов).
Песенка-игра «Разноцветные платочки» (под музыку).
Тест «Покажи красный/синий/жёлтый/зелёный».
Игра «Цветные дорожки» (пройти по ковролину нужного цвета).
Анализ навыков: заполнение карты сенсорного развития.
Блок «Формы» (8 занятий)
Катание круглых предметов (мячи, обручи).
Аппликация «Божьи коровки» (кружки из бумаги).
Игра «Найди всё круглое» в группе.
Строительство «Квадратного города» (кубики, коробки).
Рисование квадратов на манке пальчиком.
Пазлы «Собери квадрат» (разрезанная картинка).
Игра «Крыши для домиков» (подбор треугольных крыш).
Лепка «Горка» из теста.
Подвижная игра «Треугольные островки» (прыжки по фигурам)
Сортировка овальных и круглых камешков.
Аппликация «Золотое яичко» (обводка шаблона).
Игра «Овальные следы» (отпечатки на пластилине).
8
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
«Сортировка по форме»
Игра «Почтовый ящик» (опускание фигур в соответствующие
прорези).
Конструирование «Геометрический поезд» (вагончики разной
формы).
Тактильные мешочки «Угадай на ощупь».
«Игры с формами»
Танграм для малышей (собирание картинок из 3-4 деталей).
Подвижная игра «Найди свой домик» (по форме фишки).
Творчество: печатание фигур губками.
«Закрепление знаний о формах»
Дидактическая игра «Найди пару» (фигуры и их тени).
Строительство «Геометрического зоопарка» (животные из
фигур).
Песенка-повторялка «Круг, квадрат, треугольник».
«Диагностическое занятие»
Тест «Покажи круг/квадрат/треугольник».
Игра «Волшебный мешочек» (угадывание форм на ощупь).
Анализ навыков: заполнение карты развития.
Блок «Величина» 6 занятий
«Большой-маленький»
Игра «Медвежья семья» (подбор посуды разного размера).
Сортировка шишек: большие — в ведро, маленькие — в стакан.
Рисование «Большие и маленькие лужи» (кисти разного
размера).
«Высокий-низкий»
Строительство башен из кубиков (сравнение высоты).
Игра «Прятки с ростомером» (игрушки на полке: высоко/низко).
Аппликация «Деревья» (высокие ели, низкие кусты).
«Длинный-короткий»
Игра с лентами (сравнение длины, завязывание бантов).
Дорожки из палочек: «Кто длиннее?».
Лепка «Червячки» (длинный и короткий).
«Сортировка по величине»
Игра «Помоги мишке» (разложить грибы по корзинкам:
большие/маленькие).
Конструирование «Лестница для гномиков» (дощечки разной
длины).
Подвижная игра «Большие шаги, маленькие шаги».
«Игры с величиной»
Пазлы «Матрёшки» (сборка от большой к маленькой).
Эстафета «Перенеси арбузы» (надувные шары разного размера).
Творчество: отпечатки ладоней «Моя рука и мамина».
«Диагностическое занятие»
Тест «Покажи большой/маленький мяч».
Игра «Построй башню» (кольца пирамидки по размеру).
Анализ навыков: заполнение карты.
Блок «Тактильные ощущения» 6 занятий
«Разные текстуры»
Игра «Тактильные дорожки» (хождение по коврикам: пушистый,
колючий).
Сенсорные коробки с крупами, ватой, каштанами.
Аппликация «Мягкая овечка» (вата на шаблоне).
«Температурные ощущения»
Эксперимент «Тёплый-холодный» (грелки, лёд в мешочках).
Рисование льдом на бумаге.
Игра «Найди тёплый камешек» (среди комнатных предметов).
«Вес предметов»
Игра «Лёгкие-тяжёлые» (сравнение мешочков с песком и
перьями).
Пересыпание круп ложкой (тяжёлая ложка vs. лёгкая).
Подвижная игра «Перенеси груз» (мячи разного веса).
«Тактильные игры»
«Волшебный мешочек» (угадывание предметов по текстуре).
Рисование пальчиками на подносе с манкой.
Игра «Угадай, что спрятано» (в слое кинетического песка).
«Закрепление навыков»
Полоса препятствий (разные поверхности: пуфы, массажные
коврики).
Лепка из солёного теста с вкраплениями (горох, фасоль).
Игра «Сенсорное лото» (подбор пар по текстуре).
«Итоговое занятие»
Квест «Сундук сокровищ» (задания на все изученные темы).
Выставка детских работ за год.
Вручение дипломов «Юный исследователь».
9
3.2. Режим пребывания на занятиях
Количество занятий в
неделю
1
Продолжительность
занятий (мин)
10 мин
Количество занятий в году
28
Занятия проводятся в каждой возрастной группе 1 раз в неделю по средам с 17:00
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным нормам детей:
1 раз в неделю по 10 минут
Количество занятий в год 28.
10
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2016. — 512 с.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Сенсорное воспитание дошкольников. — М.: Просвещение, 2020.
— 192 с.
3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия: Интеграция художественной и познавательной
деятельности дошкольников. — М.: Цветной мир, 2019. — 144 с.
4. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика — это интересно: Игровые ситуации для детей
2–3 лет. — СПб.: Детство-Пресс, 2021. — 96 с.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: Методическое пособие. — СПб.: ДетствоПресс, 2018. — 128 с.
6. Теплюк С.Н. Игры-занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 80 с.
7. ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013).
8. СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения.
9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1–3 года). — М.: ВЛАДОС, 2022. —
351 с.
Электронные ресурсы:
10. Кокурина С.А. Картотека игр на сенсорное развитие для детей [Электронный ресурс]. —
prodlenka.org, 2024.
11. URL: . https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/18697-kartoteka-igr-na-sensornoe-razvitiedlya-detei
12. Сенсорное воспитание дошкольников в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. — maam.ru,
2023.
13. URL: . https://www.maam.ru/detskijsad/-sensornoe-vospitanie-doshkolnikov-v-uslovijah-vedenijafgos.html
14. Янушко Е.А.
15. Сенсорное развитие детей раннего возраста [PDF]. — rc-nadejda.stv.socinfo.ru, 2023.
16. URL: . https://rcnadejda.stv.socinfo.ru/media/2023/05/29/1277705678/Yanushko_Sensornoe_razvitie_detej_rannego_
vozrasta_compressed.pdf
11