Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2023 г. Образовательная программа разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); Приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»; иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга Цели и задачи реализации Образовательной программы Целью, является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Приоритетные задачи программы: приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДОУ уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Возрастные этапы освоения Образовательной программы дошкольного образования • • • • • • От 1,5 лет до 2 лет– 2 группа раннего возраста От 2 лет до 3 лет – 1 младшая группа От 3 лет до 4 лет - 2 младшая группа От 4 лет до 5 лет - средняя группа От 5 лет до 6 лет - старшая группа От 6 лет до 7 лет - подготовительная к школе группа Объем образовательной нагрузки Группа 2 группа раннего возраста (1,6-2 года) 1-я младшая группа (2-3 года) 2-я младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) Количество занятий в неделю Продолжительность одного занятия Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день Итого продолжительность занятий в неделю 10 10 мин. 20мин 1 час 40 мин. 10 10 мин 20мин 1 час 40 мин. 10 15 мин 30мин 2 часа 30 мин. 10 20 мин 40мин 3 часа 20 мин. 13 25 мин 45мин 5 часов 25 минут 14 30 мин 1,5 часа 7 часов Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Образовательная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы и иные компоненты. • Обязательная часть Образовательной программы соответствует Федеральной образовательной программе, ее объем в соответствии с ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема Образовательной программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из выбранных участниками образовательных отношений парциальных образовательных программ, направленных на расширение и углубление содержания основной части программы: «Рисуй со мной» (с 1 года до 3 лет). Дудко Е.А. (реализуется с 1.5 до 2 лет); «Красота. Радость. Творчество» Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. (от 2 до 7 лет); «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» (с 5 до 7 лет) Е.В.Коренева-Леонтьева, О.В. Солнцева. Содержание Образовательной программы В Образовательной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Образовательной программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения образовательной программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Образовательной программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов. Содержательный раздел Образовательной программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Образовательной программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп. В содержательный раздел Образовательной программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Образовательной программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Образовательной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (в ДОУ; материально-техническое обеспечение Образовательной программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы. Принципы построения Образовательной программы Образовательная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОУ с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Психолого-педагогические условия реализации Программы 1.Признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; 2.Решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом; 3.Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в ДОУ, в т.ч. дошкольного и начального общего уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться); 4.Учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); 5.Создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее; 6.Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 7.Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); 8.Оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в т.ч. С ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению до, социальному развитию этих детей, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования; 9.Совершенствование образовательной работы на основе результатов вы - явления запросов родительского и профессионального сообщества; 10.Психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; 11.Вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; 12.Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся; 13.Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации программы, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ; 14.Взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности; 15.Использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации; 16.Предоставление информации о программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 17.Обеспечение возможностей для обсуждения программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в т.ч. в информационной среде. Кадровые условия реализации Образовательной программы • Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности инициативности, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка. • Реализация Программы осуществляется: педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в Учреждении. учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в Учреждении. иными педагогическими работниками, вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в Учреждении. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся Цели: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи: информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Основные направления по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся 1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач; 2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми; 3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому. Основные направления по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся Ссылка на Федеральную образовательную программу дошкольного образования Ссылка на Образовательную программу дошкольного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга