Пояснительная записка Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Самый чувствительный (сензитивный) период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. А дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Именно поэтому необходимо приложить максимум усилий и создать благоприятные условия для их развития, что в последующем поможет ребёнку без излишних трудностей справляться с учебной деятельностью. Младший дошкольный возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д. Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 1520 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции 2 логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет) Каждый возрастной период развития ребенка имеет свои особенности. В возрасте 6-7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечно-сосудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, более активны, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Но со временем оно становится более устойчивым и в переломный период развития ребенок начинает самостоятельно управлять своим вниманием. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Такие закономерности детей 6-7 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок, определяется его эмоциональным отношением к данному ситуации, явлению или предмету. Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка. В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению, совместно с другими. Представление старшего дошкольника характеризует процесс развития мышления, которое в этот возрастной период в значительной степени связано со способностью оперировать представлениями произвольно. Старший дошкольный возраст представляет возможности для развития образного мышления. Огромное значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям. В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена развивающая программа «IQ-студия». Разнообразные практические задания развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют его кругозор. Цели и задачи программы: Цель данной программы: создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности. Для достижения данной цели формируются следующие задачи: ⚫ развитие произвольного внимания и его свойств (объема, концентрации, устойчивости и распределения); ⚫ совершенствование видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, механической, 3 преднамеренной, кратковременной и долгосрочной); ⚫ развитие следующих видов мышления: наглядно-схематического, словесно-логического (развитие способности к аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать закономерности и логические связи), творческого мышления (развитие комбинаторных способностей), интуитивного и ассоциативного мышления, формирует основы развития абстрактного мышления; ⚫ формирование навыков самоконтроля; ⚫ развитие зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука»; ⚫ формирование у детей адекватной самооценки; ⚫ формирование навыков саморегуляции; ⚫ развитие навыков управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.); ⚫ развитие коммуникативных навыков. Условия реализации образовательной программы: Программа разработана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Память», «Воображение», «Восприятие», «Мышление» и «Внимание». Программа рассчитана на 66 часов в год, кратность занятий - 2 раза в неделю. Категория обучаемых. Возраст детей Количество детей в подгруппе 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 5-6 6-7 6-8 6-8 Продолжительность одного занятия Количество занятий в год 15-20 20-25 25-30 30-35 66 66 66 66 Формы проведения занятий: Занятия проводятся по подгруппам. Методы и техники используемые в программе: ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Развивающие игры и упражнения. Беседа. Сказка и арт – терапия. Релаксационные упражнения. Подвижные и коммуникативные игры, психогимнастика. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий. Среди методов, используются практический метод, метод дидактических игр, метод конструирования и моделирования. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми. 4 Режим занятий: 2 раза в неделю Структура занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Часть 1. Вводная Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесноориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических. Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений. Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: • • • • игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи; игры и упражнения на развитие произвольной сферы; упражнения на развитие мелкой моторики; игры на развитие коммуникативных навыков. Часть 3. Завершающая. Цель. Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения. Мониторинг реализации программы. Содержание занятий данной программы формируется исходя из результатов предварительной диагностики уровня развития познавательных процессов у детей (методы и приёмы диагностики восприятия, внимания, памяти и мышления включены в цикл сентябрьских занятий). Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов детей необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце в течение всего периода реализации программы – 4х лет. Анализ данного мониторинга позволяет, при необходимости, своевременно внести коррективы в текущий план занятий. Диагностику можно проводить, используя соответствующие психологические методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики. В начале года проводится исходная диагностика, в конце года – контрольная. Эти результаты используются для индивидуального подхода к ребенку на занятиях. Диагностика восприятия у дошкольников методика «Чего не хватает на этих рисунках?», автор – Р.С.Немов; методика «Эталоны», автор - О.М. Дьяченко; методика «Перцептивное моделирование», автор – В.В. Холмовская. «Коробка форм», Л.А. Венгер; «Мисочки», Л.А. Венгер «Разрезные картинки», Л.А. Венгер «Обведи контур» Диагностика внимания у дошкольников: методика «Проставь знаки», автор – Р.С.Немов; «Внимание, ориентация, количнсетво», Агафонова; методика «Графический диктант», Д.Б. Эльконин; методика «Запомни и расставь точки»; 5 методика «Чего не хватает на рисунках?»; методика «Найди и вычеркни». Диагностика памяти у дошкольников: методика «10 картинок», В.И. Панфёров; методика «10 слов», А.Р.Лурия; тест «Запомни фразы». Диагностика мышления у дошкольников: методика «Самое непохожее», Л.А. Венгер; методика «Последовательность событий», Л.А. Венгер; методика «Продолжи предложение», Л.А. Венгер; методика «Свободная классификация». Диагностика воображения у дошкольников: методика «Дорисовывание фигур», О.М. Дьяченко Диагностика самооценки у дошкольников: методика «Лесенка», Л. Хухлаева После проведения диагностических процедур педагог заполняет таблицу (см. приложение 1). На занятиях активно используются разнообразные: • • • • • • подвижные и малоподвижные игры, элементы психомышечной тренировки (психогимнастика), продуктивные виды деятельности словесные игры дидактические игры развивающие задания на индивидуальных листах в тетрадях. Учебно-тематический план. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса. № Перечень разделов, тем 1 2 3 4 5 6 7 Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Логические связи. Пространственное восприятие. Креативность. Итого: Всего часов 8 10 10 12 12 8 6 66 6 Количество часов Теоретические занятия 2 2 2 2 2 2 2 14 Практические занятия 6 8 8 10 10 6 4 52 ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Ф.И.ребёнка ВОСПРИЯТИЕ начало года конец года ВНИМАНИЕ начало года ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ конец начало года года 7 конец года СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ начало года МЫШЛЕНИЕ конец нагл.- нагл. слов. года дейст образ логич Календарно-тематическое планирование Возрастная группа от 3 до 4 лет. № ТЕМА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Диагностика восприятия. Диагностика памяти. Диагностика внимания. Диагностика мышления. 2. Восприятие. Цвет. Форма. Величина. 3. Внимание. Слуховое внимание. Объём. Устойчивость. НОЯБРЬ Развитие целенаправленного внимания; обучение соотнесению предметов по цвету, выполнение действий по подражанию; развитие мелкой моторики; совершенствование навыков общения. 4. Зрительная память. Слуховая память. Тактильная память. Память. ДЕКАБРЬ Развитие зрительной памяти; развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого; развитие общей и мелкой моторики; развитие коммуникативных навыков. СЕНТЯБРЬ Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу; исследование объёма образной и слуховой памяти; оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания, а так же целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия; выявление уровня развития нагляднообразного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова. ОКТЯБРЬ Развитие зрительного восприятия (цвет, форма); развитие мышления (группировка предметов по цвету и форме); воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии. 8 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СРОКИ «Разрезные картинки» «8 предметов» «Слова» «Лабиринт» «Найди такую же картинку» «Найди домик для картинки» 4 занятия Упр. «Окошки». Упр. «Собери любой предмет». Упр. «Красивый узор». Игра «Квадратные забавы». Игра «Маленькая птичка» 4 занятия Упр. «Найди такой же». Упр. «Подбери блюдце к чашке». Упр. «Волшебная мозайка». Упр. «Обведи фигуры». Игра « Мы топаем ногами». 4 занятия Упр. «Перепутались». Упр. «Запомни картинку». Упр. «Повторюшки». Игра «Улыбка». Игра «Весёлые мячи». 4 занятия 5. Мышление Сравнение. Обобщение. Классификация. 6. Наблюдательность. Концентрация. Пространство. Зрительное восприятие. 7. 8. Моторная память. Смысловая память. Кратковременная память. Образная память. Мышление. Сравнение. Обобщение. Классификация. ЯНВАРЬ Закрепление умения различать цвет, форму, размер; формирование представления о символическом изображении предметов; развитие умения систематизировать и классифицировать по цвету и форме; развитие внимания; развитие восприятия и мелкой моторики ФЕВРАЛЬ Развитие операций зрительного анализа, зрительного соотношения; развитие внимания; развитие зрительного и тактильного восприятия. МАРТ Развитие зрительной памяти; развитие моторной памяти; развитие концентрации внимания; развитие мелкой моторики. АПРЕЛЬ Развитие операций сравнения, обобщения; развитие творческих способностей; совершенствование восприятия цветовых различий, чередование по цвету; сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. 9 Упр. «Найди свой домик» (Блоки Дьенеша) Упр. «Угощение для медвежат». ( Блоки Дьенеша) Упр. «Найди все фигуры». (Блоки Дьенеша) Упр. «Третий лишний». Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли». 4 занятия Упр. «Собери цепочку». ( по определённым признакам Блоки Дьенеша) Упр. «Сложи узор». Упр. «Картинка из фигур». (Блоки Дьенеша) Пальчиковая гимнастика «Ладошки». Игра «Волшебный мешочек». Игра «Светофор». 3 занятия Упр. «Посмотри и запомни» Игра «Кто, где живёт?» Игра «Что изменилось?» Игра «Запоминай-ка» Игра «Спрятавшаяся картинка» Пальчиковая гимнастика «Замок» 3 занятия Упр. «Собери пары». Упр. «Обведи и нарисуй». Упр. «Продолжи ряд» Игра 3 занятия «Съедобное – несъедобное» Игра «Исключение лишнего» (Блоки Дьенеша) Игра «Передай другому» 9. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. МАЙ Развитие всех психических процессов и коммуникативных навыков. Упр. «Скажи, что не нарисовано?», Упр. «Найди одинаковые…», Упр. «Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются картинки», Упр. «Улитка» (Блоки Дьенеша». ИТОГО 3 занятия 33 занятия Возрастная группа от 4 до 5 лет. № ТЕМА 1. Диагностика восприятие. Диагностика внимания. Диагностика памяти. Диагностика мышления. 2. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Внимание. Наблюдательность. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕНТЯБРЬ Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, выявление уровня развития целостного восприятия; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания; исследование объёма образной и слуховой памяти; выявление уровня развития наглядно-образного мышления. ОКТЯБРЬ Развитие слухового и зрительного восприятия; развитие активного внимания; развитие общей и мелкой моторики; повышение 10 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СРОКИ «Коробка форм». «Разрезные картинки». «Найди такую же картинку». «8 предметов». «8 слов». «Найди домик для картинки». 4 занятия Упр. «Угадай предмет». Упр. «Кто позвал?». Упр. «Собери бусы»(по образцу). Игра «Волшебный мешочек». 4 занятия самооценки; создание положительного эмоционального фона. Игра «Зеваки». Пальчиковая гимнастика Игра «Я самый!» Игра «Магнитики». НОЯБРЬ 3. Концентрация. Объём. Устойчивость. Произвольность. 4. Память. Образная. Двигательная. Словесная. 5. Анализ-синтез. Сравнение. Внимание. Переключение. 6. Классификация. Систематизация. Обобщение. Умозаключение. 7. Кратковременная память. Развитие наблюдательности, устойчивости внимания, целеноправленности восприятия; развитие памяти; развитие мелкой моторики; совершенствование коммуникативных навыков. ДЕКАБРЬ Развитие зрительной и моторно-слуховой памяти; развитие внимания; развитие общей и мелкой моторики; развитие речи; развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона. ЯНВАРЬ Развитие операций анализа, способности действовать методом зрительного соотнесения; развитие концентрации внимания; развитие мелкой моторики. ФЕВРАЛЬ Развитие образнологического мышления, умения обобщать; развитие операций сравнения и анализа; развитие умения устанавливать причинноследственные связи; развитие внимания. МАРТ Развитие зрительной памяти; развитие 11 Упр. «Угадай предмет». Упр. «Найди отличия». Упр. «Лабиринт». Упр. «Сколько чего?». Пальчиковая гимнастика Игра «Помоги другу». 4 занятия Упр. «Повторюшки». Упр. «Что исчезло». Упр. «Вспомни и покажи». Упр. «Выложи так же». Пальчиковая гимнастика Игра «Клубочек». 4 занятия Упр. «Разноцветные шары». (Блоки Дьенеша) Упр. «Выложи картинку». (Блоки Дьенеша) Упр. «Посмотри и запомни». Игра «Найди отличия». Игра «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика «Замок» 4 занятия Упр. «Найди клад». (Блоки Дьенеша) Упр. «Четвёртый лишний». Упр. «Сложи узор». Упр. «Построй дорожку». Упр. «Подбери картинку». Игра «Что сначала, что потом?». Пальчиковая гимнастика 4 занятия Упр. «Что изменилось?». (Блоки Дьенеша) 3 занятия Долговременная память. Объём внимания. Внимание. 8. Мышление. Наглядно-образное мышление. Анализ. Синтез. 9. Внимание. Память. Восприятие. Мышление. слуховой памяти; развитие слухового внимания; развитие устойчивости внимания; совершенствование коммуникативных навыков; развитие общей и мелкой моторики. АПРЕЛЬ Развитие слухового и зрительного восприятия; развитие умений объединять предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию; развитие мелкой моторики; развитие эмпатии. МАЙ Развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков. Игра «Вспоминай-ка» Упр. «Запоминайка». Игра «Чемодан». Упр. «Рассмотри, запомни, назови». Игра «Повторяй друг за другом» Игра «Четыре стихии» Упр. «Собери фигурку». Упр. «Что лишнее?». Игра «Нелепица» Игра «Съедобное – несъедобное» Игра «Загадки» Упр. «Нарисуй узор» Игра «Кто позвал тебя, узнай?» 3 занятия Упр. «Будь внимателен!», Упр. «Кто лишний?», Упр. «Найди фигуру, поставь знак», Упр. «Расскажи о предмете», Упр. «Рассмотри, запомни, назови», Игра «Перевёртыши». 3 занятия ИТОГО: 33 занятия Возрастная группа от 5 до 6 лет. № 1. ТЕМА Диагностика внимания. Диагностика памяти. Диагностика Мышления. Диагностика восприятия. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СЕНТЯБРЬ Выявление способности «Сравни картинки» устанавливать тождество, «Небылицы» сходство и различие «10 картинок» предметов на основе «10 слов» зрительного анализа, «Классификация» уровня развития «Разрезные картинки» наблюдательности, устойчивости внимания; анализ объёма непосредственной образной и зрительной памяти; выявление уровня развития наглядно12 СРОКИ 8 занятия 2. 3. 4. 5. 6. образного мышления и восприятия. ОКТЯБРЬ Внимание. Развитие слухового и Концентрация. зрительного восприятия; Зрительное развитие восприятие. целенаправленного Слуховое внимания и восприятие. наблюдательности; развитие мелкой моторики; совершенствование коммуникативных навыков. НОЯБРЬ Анализ.Синтез. Развитие навыков Обобщение. анализа и синтеза, Классификация. группировки и Систематизация. классификации; развитие внимания; развитие мелкой моторики; создание положительного эмоционального фона, сплочение группы. ДЕКАБРЬ Зрительная память. Развитие зрительной Слуховая память. слуховой памяти; Смысловая память. развитие концентрации Ассоциативная внимания; развитие память. общей и мелкой моторики; развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе; повышение самооценки. ЯНВАРЬ Логические связи. Развитие умения Обобщение. устанавливать Кратковременная причиннопамять. следственные связи; Долговременная развитие операций память. анализа, зрительного соотнесения; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие мелкой моторики. ФЕВРАЛЬ Мышление. Развитие операций Логика. классификации, Систематизация. обобщения, сравнения; 13 Упр. «Найди, зачеркни, сосчитай». Упр. «Построй домик». Упр. «Выбери дорожку». Игра «Птицы летают высоко». Игра «Кто позвал?» 8 занятия Упр. « Найди фигуру, поставь знак». Упр. «Расскажи о предмете». Упр. «Угадай по описанию». Упр. «Продолжи ряд». Игра «Скульпторы». Игра «Доброе животное». 8 занятия Упр. «Вспомни». Упр. «Рассмотри, запомни, назови». Упр. «Запомни фигуры и знаки». Упр. «Эхо». Упр. «Будь внимателен!». Игра «Волшебник». Игра «Волшебный стул». 8 занятия Упр. «Что сначала, что потом?». Упр. «Выложи картинку». (Блоки Дьенеша) Упр. «Закончи предложение». Упр. «Я начну, а ты закончи». Упр. «Сложи узор». Игра «Запоминай-ка». 8 занятия Упр. «Угадай-ка». (Блоки Дьенеша) Упр. «На свою веточку». 8 занятия Классификация. 7. Пространственное восприятие. Восприятие времени. Устойчивость. Объём внимания. 8. Креативность. Воображение. Мышление. Сообразительность. 9. Зрительно-моторная координация. Память. Внимание. Итоговое. развитие аналитикосинтетической деятельности; развитие произвольного внимания. МАРТ Развитие операций классификации, сравнения и анализа; развитие произвольного внимания и его устойчивости; развитие пространственного восприятия; сплочение, установление доверительного контакта между детьми. АПРЕЛЬ Развитие творческого воображения; развитие наглядно-действенного мышления; развитие вербального воображения; развитие организованности и сплочённости; формирование доброжелательного отношения путём невербального общения. МАЙ Развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков (Блоки Дьенеша) Упр. «Логический поезд». Упр. «Четвёртый лишний». Упр. «Назови одним словом». Игра «Отгадай и покажи». Упр. «Улитка». (Блоки Дьенеша) Упр. «Дополни». (палочки Кюизенера) Упр. «10 треугольников». Упр. «Найди ошибки». Упр. «Затейливый узор» (на слух) Игра «Похожи-не похожи» Игра «Паутинка» 6 занятия Упр. «Чудесный лес». Упр. «Волшебные кляксы». Игра «Алгоритм» (Блоки Дьенеша) Игра «Попробуй представить, что будет если…» Игра «Тропинка» Игра «Общий круг» 6 занятия Упр. «Запомни фигуры и знаки», Упр. «Закончи предложение», Упр. «Клеточки», Игра «Цифровая биржа». 6 занятия ИТОГО: 14 66 занятий Возрастная группа от 6 до 7 лет № ТЕМА 1. Диагностика восприятия. Диагностика Внимания. Диагностика памяти. Диагностика мышления. Самооценка. 2. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Произвольное внимание. Внимание. 3. Объём внимания. Концентрация внимания. Мышление. Анализ.Синтез. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СЕНТЯБРЬ Выявление уровня «Домик» развития «Корректурная проба» произвольного «10 слов» внимания, «10 картинок» пространственного «4-й лишний» восприятия; оценка «Последовательные уровня развития картинки» слуховой и зрительной «Разрезные картинки» памяти; определение «Лесенка» уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа, способности устанавливать причинноследственные зависимости в наглядной ситуации; выявление сформированности наглядно-образных представлений; изучение самооценки ребёнка. ОКТЯБРЬ Развитие зрительного Упр. «Сложи рисунок из восприятия, образных фигур». представлений; Упр. «Наложи квадраты». развитие концентрации Упр. «Какой фигуры не и объёма внимания; хватает?». Упр. «Чем похожи и чем отличаются?». Упр. «Узнай предмет по контору». Игра «Четыре стихии». Игра «Внимательные глазки». Игра «Запретное движение». НОЯБРЬ Развитие способности Упр. «Выложи картинку по к анализу, синтезу; порядку». развитие слухового Упр. «Подбери парную внимания. картинку». Упр. «Дорисуй узор» Упр. «Логический поезд». Упр. «4 лишний». Упр. «Танграм». 15 СРОКИ 8 занятия 8 занятия 8 занятия Упр. «Соедини точки». Упр. «Графический диктант». Игра «Слушай хлопки». Игра «Кто летает?» Игра «Определи настроение». 4. Образно-логическое мышление. Словеснологическое мышление. Абстрактное мышление. Сообразительность. 5. Зрительная память. Слуховая память. Кратковременная. Долговременная. 6. Произвольность. Саморегуляция. Самоконтроль. Волевая сфера. 7. Пространственное мышление. Комбинаторика. Творческое мышление. Воображение. ДЕКАБРЬ Развитие словесноУпр. «Четвёртый лишний» логического (вербальный вариант). мышления, умения Упр. «Закончи видеть и устанавливать предложение». логические связи Упр. «Засели дом». между предметами, Упр. «Расставь знаки». явлениями и Упр. «Продолжи ряд». событиями; развитие Упр. «Удивительный комбинаторных квадрат». способностей. Игра «Логический поезд». Игра «Картинки-загадки». ЯНВАРЬ Развитие зрительной Упр. «Запомни, нарисуй». памяти; развитие Упр. «Вспомни по рифме». слуховой памяти; Упр. «Рассмотри, запомни, развитие назови». ассоциативной памяти. Игра «Ассоциации». Игра «Что я видел?» Игра «Что изменилось?» ФЕВРАЛЬ Развитие способности Упр. «Сделай так же». к самоконтролю и Упр. «Условный сигнал». саморегуляции; Упр. «Соедини точки». развитие свойств Упр. «Солнечный зайчик». внимания, Игра «Хлопки». устойчивости, Игра «Четыре стихии». концентрации, Игра «Звонкая цифра». распределения, Игра «Рыба, птица, зверь». переключаемости; совершенствование моторного контроля и произвольности движений (умение следовать правилам). МАРТ Развитие творческого Упр. «Необычный рассказ». мышления; развитие Упр. «Оживи круги». элементов творческого Упр. «Продолжи узор». воображения; развитие Упр. «Определи фигуру». компонентов Упр. «Дорисуй». логического Игра «Кляксы». мышления, умения Игра «Да и нет, не говори!». 16 8 занятия. 8 занятия. 8 занятия. 6 занятия. 8. Пространственное восприятие. Распределение внимания. Переключение. Устойчивость. анализировать, делать Игра «Найди по описанию». выводы; решение комбинаторных задач. АПРЕЛЬ Развитие объёма, Упр. «Сложи узор». концентрации Упр. «Что изменилось». внимания; развитие Упр. «Корректурные пространственного пробы». восприятия; развитие Упр. «Смысловой ряд». операций анализа и Упр. «Закономерность». синтеза. Упр. «Найди и вычеркни». Игра «Будь внимателен». Игра «Светофор». 6 занятия. МАЙ 9. Обобщение. Развитие познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы и коммуникативных навыков. Упр. «Лабиринт», Упр. «Найди слово», Упр. «Что было дальше?», Упр. «Сколько фигур ты видишь?», Упр. «Цифровая мозайка», Игра «Предай сигнал». ИТОГО: 6 занятия. 66 занятий СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Все занятия проходят в форме увлекательной игры. Дети не устают от обучения, с удовольствием поглощают интересную информацию и не воспринимают науку, как нечто навязчивое и скучное. Ведь именно игра помогает дошкольникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении дошкольной жизни. Все задания условно можно разбить на несколько направлений: Развитие познавательных процессов: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец; - задания на развитие мышления; - задания на развитие воображения. 17 Развитие эмоционально-волевой сферы: − упражнения на формирование адекватного отношения к самому себе и другим; − упражнения на развитие самосознания, уверенности в себе; − упражнения на развитие произвольного контроля. Таким образом, игры, направленные на развитие способности к самоконтролю, произвольности и саморегуляции являются главным средством развития эмоциональноволевой сферы дошкольного возраста. Основные принципы (правила) работы педагога-психолога при реализации программы: • • • • • • • • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий; систематичность и последовательность занятий; вариативность содержания и форм приведения занятий; наглядность; адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий; постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным; повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат. От 3 лет до 4 лет К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии всех познавательных процессов, мышления, речи; формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. Кроме этого, ребёнок сможет научиться: - описывать признаки предметов; - узнавать предметы по заданным признакам; определять различные и одинаковые свойства предметов; сравнивать предметы между собой; навыкам классификации предметов по форме, цвету, величине, функции в практической жизни; определять последовательность событий; судить о противоположных событиях; обобщать; давать определение тем или иным событиям. - От 4 лет до 5 лет ребенок овладеет основными логическими операциями; сможет свободно оперировать обобщающими понятиями, мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливать между ними связи. 18 Кроме этого, ребёнок сможет научиться: - находить закономерности в явлениях и их описывать; - ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; - быть внимательным, усидчивым, заинтересованным в результатах своей работы; - сотрудничать, уметь работать в паре и микрогруппе. От 5 лет до 6 лет дети способны оперировать образами, т.е. совершать различные мыслительные преобразования ( перегруппировку, расчленение на части и соединение их в целое). Владеют приёмом логического мышления – сравнением, способны устанавливать логические связи. От 6 лет до 7 лет у детей развита способность к произвольному сосредоточению, преднамеренному запоминанию; развиты операции классификации, обобщения, анализа; сформировано умение устанавливать логические связи и закономерности. → В результате обучения по данной программе дети смогут научиться: логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; → выделять существенные признаки и закономерности предметов; → сравнивать предметы, понятия; → обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; → определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; → решать логические задачи, рассуждать; → находить несколько способов решения задач; → концентрировать, переключать своё внимание; → развивать свою память; → увеличится скорость и гибкость мышления → улучшится уровень пространственного восприятия, зрительно-моторной координации; → появится способность анализировать и удерживать зрительный образ; → дети смогут самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; → научатся продуктивно работать в группе. К концу обучения по программе «IQ-студия» предполагается продвижение детей в развитии всех познавательных процессов, мышления, внимания, памяти, восприятия; коммуникативных умений и творческих способностей. Материально – техническое обеспечение. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Столы и стулья для детей, стол и стулья для педагога Напольный ковёр и индивидуальные коврики Стеллажи для хранения пособий Шкафы со стеклянными дверцами Закрытые шкафы Увлажнитель воздуха Питьевой кулер Сухие бассейны с различными наполнителями Ковролиновый фланелеграф, магнитная доска, демонстрационный мольберт Юнгианская песочница Стол для игр с песком и водой 19 12. Цветной песок 13. Лампы-релакс 4шт 14. Магнитофон 15. Мультимедийный проектор, мобильный экран 16. Компьютер, принтер 17. Дидактические игры и пособия: → «Чудо крестики» (развивающие игры Воскобовича, дерев. и мягкая) 2 шт. → Д/и «Подбери узор» → Д/и «Цвет форма» 2шт. → Познавательная игра – лото «Разноцветные предметы» → Лото «Герои русских сказок 2» → Д/и «Перевёртыш» → Д/и «Четвёртый лишний» → Д/и «Аналогии» 2шт. → «Волшебные верёвочки» → Д/и «Разложи в правильном порядке» (домики) → Д/и «Запоминайка» → Д/и «Волшебные коробочки → Игра «Путешествие в мир эмоций» → Развивающая игра «Зоопарк настроений» → Развивающая игра «Запомни геометрические фигуры» → Игра «Ёлочка» → Карточки на тактильные ощущения → Карточки КООС → Карточки к бокам Дьенеша → Набор «Блоки Дьенеша» 10 шт. → Деревянные пазлы → Альбом «Поиск затонувшего клада» (Блоки) 2шт. → Альбом «Спасатели приходят на помощь» (Блоки) → «Лепим нелепицы» → Альбом «Посудная лавка» (палочки Кюизенера) → Карточки к Блокам Дьенеша → Альбом «Страна блоков и палочек» → Альбом «Чудо кубики» (Никитина) → Игра «Memory» → «Квадрат» → «Пальчиковый театр» → Игра «Радостные лица» → Д/и «Цвета» → Д/и «Фигуры и формы» → Деревянные вкладыши «Поезд», «Собака», «Домики». 20 → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → → Головоломка-змейка 5шт. Куклы «Эмоции гномов» Игра «Мистер-твистер» Мозаика Игра «Твистер» Лото «Цвета и фигуры» Развивающая игра «Подбери по цвету и форме» Познавательная игра «Подбери по смыслу» Д/и «Одинаковое – разное» Д/и «Подбери картинку» 1 часть «Подбери картинку» 2 часть Развивающая игра «Чего не хватает?» Д/и «Сколько не хватает» «Наблюдательность» Игра «Подбери парную картинку» Лото «Животные» Д/и «Большие и маленькие» «Сложи картинку» «Зоологическое лото» «Головоломка» (в коробке) Разв.игра «Найди отличия» Игра «Как правильно себя вести» Игра «Сказочный лес» «Живая и неживая природа» «Сравни и подбери» «Картинки половинки» «Ботаническое лото» «Кто,где живёт» Мягкие кубики с картинками 6 шт. «Домики-вкладыши» Домик «Моё настроение» Картотека музыки Счётные палочки 10 шт. Кубики Никитина 10 шт. Палочки Кюизенера 9 шт. Головоломка «Колумбово яйцо» 10 шт. Литература: Агафонова И.Н. Экспресс – диагностика готовности к школе – СПб, 1997 Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками – Москва: Творческий центр Сфера, 2008. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – Москва; Компенс-Центр, 1993. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М., 2003. Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003. Кузнецова А. 205 развивающих игр для детей 3-7 лет. – Москва, 2008. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик»– СПб. : Речь, 2005. Осипова. Н., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания у детей (стимульный материал) / - М. : ТЦ Сфера, 2001. Под редакцией Реана А.А. Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методики и тесты. – СПб., 2007. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2002. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет – М. : Эксмо, 2007. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти – шести лет – М. : Эксмо, 2007. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день : развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, 1999. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части. – Москва, 1990. 21