ОПИСАНИЕ Образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в редакции от 29.09.2022г., принятой ФЗ-№304); приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерацииот 31 июля 2020 г. N 373»; и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и СанктПетербурга: Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 года «Об образовании в СанктПетербурге»; Правоустанавливающий документ ГБДОУ № 37: Устав ГБДОУ д/с № 37 «Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2035» Утверждена Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №771-164.3 Парциальной образовательной программой эстетического воспитания детей 2-7 лет Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» Программой «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с СанктПетербургом», Е.В. Коренева-Леонтьева, О.В.Солнцева, (реализуется с 5 до 7 лет) Программой художественно-эстетического развития «Рисуй со мной» (с 1 года до 3 лет). Дудко Е.А. (реализуется с 1.5 до 2 лет). Целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей с 1 года 6 месяцев до 7 лет по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. Данные образовательные области учитываются при распределении основных форм образовательной деятельности и реализуются во всех видах деятельности в течение всего времени нахождения ребенка в ГБДОУ, отражаются в календарно-тематическом планировании педагогов. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой содержательный организационный. В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть Образовательной программы каждого раздела Программы соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее по тексту – ФОП ДО). Обязательная часть каждого раздела Программы соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее по тексту – ФОП ДО) и оформляется в виде ссылки* на неё (п.2.12 ФГОС ДО). *Ссылка: указание в тексте Программы наименования раздела ФОП ДО, реквизитов пунктов ФОП ДО (нумерации пункта и нумерации страниц, соответствующих данному пункту в электронной версии приказаМинистерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1028,опубликованной в версии PDF на сайте https://37spb.tvoysadik.ru/upload/ts37spb_new/files/8d/43/8d439dca068a4fc6e442fbf532008718.pdf Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений сформирована на основе интеграции парциальных и авторских программ. Проектирование образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды описано с учетом интеграции программ и модулей. Целевой раздел Образовательной программы включает в себяпояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи реализации Образовательной программы, принципы к формированию Образовательной программы значимые для разработки и реализации Образовательной программы, описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов. Результаты освоения Образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Содержательный раздел Образовательной программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной познавательной речевой художественно-эстетической физической. В содержательном разделе Образовательной программы также представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры) коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми идругими детьми) познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействияс ними) восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и наулице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал изобразительная (рисование, лепка, аппликация) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение) двигательная (овладение основными движениями) формыактивности ребенка. Также в Содержательном разделе представлено описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренной Программой, которая включает структуру коррекционно-развивающей работы, структуру программы коррекционно- развивающей работы, задачи, а также ее содержание по основным направлениям представленным в соответствии с п.27 и п.28 III. «Содержательного раздела» ФОП ДО. Рабочая программа воспитания входит в Содержательный раздел Программы, она разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания (п.29) раздела III «Содержательного раздела» ФОП ДО, раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России). Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, содержание которых представлено в соответствии с Федеральной рабочей программой воспитания ФОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные из числа парциальных программ, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Организационный раздел Образовательной программы содержит: описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; календарный учебный график и учебный план, особенности организации развивающей предметнопространственной среды, календарныйплан воспитательной работы. Модель организации образовательного процесса. Специально организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками. Организация совместной деятельности взрослых и детей распространяется как на проведение режимных моментов, так и на всю непрерывную образовательную деятельность. Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Созданная педагогами предметно–развивающая среда позволяет детям во время самостоятельной деятельности выбрать занятие по интересам, взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Система педагогической диагностики (мониторинга) проводится без отрыва от образовательного процесса ГБДОУ, осуществляется в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования. Календарный план воспитательной работы является единым для дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение в праве наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Все мероприятия должны проводиться с учётом особенностей Программы, возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся, а также примерным перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат. Образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ГБДОУ. Образовательная программа может корректироваться в связи с изменением видовой структуры групп, нормативно-правовой базы ГБДОУ, образовательных запросов родителей. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.