Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 37 Приморского района Санкт- Петербурга УТВЕРЖДЕНО Заведующий ___________ А.С. Лищенко Приказ от 31.08.2021 № 122 Рабочая программа воспитания ГБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Педагогическим советом образовательного учреждения протокол от 31.08.2021 № 1 МНЕНИЕ УЧТЕНО Совет родителей (законных представителей) воспитанников протокол от 31.08.2021 № 1 Санкт- Петербург 2021 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания ГБДОУ детский сад № 37 Приморского района СанктПетербурга (далее – Программа, Программа воспитания) разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01.07.2021 г. № 2/21). Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в ГБДОУ детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ДОО) предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). Структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» 1. Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3 Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Реализация Программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями. 4 Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы 1.1. Цель Программы воспитания Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1,5 года – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 5 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1. Уклад образовательной организации Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО). 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 6 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. 7 Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка – всегда обязательная часть приветствия; педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; уважительное отношение к личности воспитанника; умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; 8 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными 9 детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне ДОО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление Ценности Показатели воспитания Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, Патриотическое окружающему миру Человек, семья, Способный понять и принять, что такое «хорошо» Социальное дружба, и «плохо». сотрудничество Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Знание Проявляющий интерес к окружающему миру Познавательное и активность в поведении и деятельности. Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию: моет Физическое руки, самостоятельно ест, ложится спать и оздоровительное и т. д. 10 Трудовое Труд Этико-эстетическое Культура и красота Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Патриотическое Социальное Познавательное Ценности Родина, природа Показатели Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла, дружба, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. 11 Физическое и оздоровительное Здоровье Трудовое Труд Этико-эстетическое Культура и красота Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. 12 Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 13 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. 2.1.2. Социальное направление воспитания Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. 14 При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; воспитывать у детей навыки поведения в обществе; учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей; организовывать коллективные проекты заботы и помощи; создавать доброжелательный психологический климат в группе. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; 15 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; введение оздоровительных традиций в ДОО. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. 2.1.5. Трудовое направление воспитания Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием 16 материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии на внутренний мир человека; 3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; 4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; 17 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикете, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО; организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих форм организации воспитательной работы ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37. Каждая из них представлено в соответствующем модуле. Модуль 1 Проектная деятельность Педагогический проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией. Использование технологии проектирования как одной из форм образовательной деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты дошкольного образования. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, 18 коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов: - постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта; - планирование работы по подготовке воспитанников; - прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов; - практическая работа по подготовке необходимых материалов. Проекты в детском саду осуществляются педагогом по намеченному плану. Модуль 2. Творческие соревнования Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах. ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37 проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37. ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37 помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома. 19 Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Модуль 3. Праздники Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается. ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37 организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37. Модуль 4. Спортивные мероприятия Спортивные мероприятия (праздники, соревнования, досуги…) значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время мероприятия дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижениям лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. При подготовке и проведении спортивных мероприятий дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств. 20 Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, детей и взрослых (педагогов и родителей), вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на мероприятии способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в данных мероприятиях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой. Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских спортивных мероприятиях содействует пропаганде физической культуры и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию. Модуль 5. Фольклорные мероприятия Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37 Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого. В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников: формирование духовно-нравственных норм и ценностей; раскрепощение, снятие эмоционального напряжения; социализация, развитие коммуникативных навыков. В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной. 21 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ДОО, в котором строится воспитательная работа. Для ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. 22 Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания ДОО реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) интегрированы с соответствующими пунктами организационного раздела Образовательной программы дошкольного образования ДОО. Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО. Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО. Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой ДОО и быть принят всеми участниками образовательных отношений. Уклад ДОО находит свое отражение в Уставе ДОО, правилах поведения для детей и взрослых, внутренней символике, Образовательной программе дошкольного образования и Рабочей программе воспитания ДОО, требованиях к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников, во взаимодействии ДОО с семьями воспитанников, в социальном партнерстве ДОО с социальным окружением, договорах и локальных нормативных актах ДОО. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – 23 это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств; «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой. 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности; проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик, профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это помогает каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. 3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОО и включает: оформление помещений; 24 оборудование; игрушки. ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация. Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства. Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. Воспитательный процесс в ГБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 37 организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. 3.4. Примерный календарный план воспитательной работы На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы. Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, которое формирует ценности. 25 Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. 26 Основные понятия, используемые в Программе Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций. Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде. Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская). Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе. Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях. Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.